Родительское собрание.

 

- РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ПРИЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ИМУЩЕСТВА, ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ.

- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 9 сентября 2015 г. N ВК-2227/08 О НЕДОПУЩЕНИИ НЕЗАКОННЫХ СБОРОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Ознакомить со следующими статьями, вы сможете перейдя по ссылке ниже.

"Как помочь своему ребенку учиться?", 8 класс, Бирюкова Е.Ю.

"Папа, мама, я- читательская семья", 3 класс, Лиханова С.В.

Тема: Родительское собрание «Садимся за уроки».
(автор Лиханова С.В.

Цели:

   - Выявить представление родителей об организации учебной   работы детей дома

   - Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки  самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Подготовка:
1.Анкетирование учащихся 2 класса.

Анкета № 1.
      1. В котором часу ты обычно встаёшь в выходной день?
      2. Вспомни, пожалуйста, как ты провёл последние два выходных дня, и перечисли всё, чем занимался в эти дни.
      3. В котором часу ты обычно в выходной ложишься спать?

Анкета № 2.

      1. Кто помогает тебе готовить уроки?
      2. В чём заключается эта помощь?
      3. О чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?
      4. Как поступают родители, когда ты приходишь из школы с двойкой?
      5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?
      6. Перечисли, пожалуйста, свои занятия.

 

2.Учащиеся на уроках труда изготавливают «книжечки» участников собрания
(альбомный лист, сложенный пополам, с вопросительным знаком на обложке). Сюда родители записывают вопросы классному руководителю,
   которые возникли у них до родительского собрания или в ходе его проведения.

Оформление:
      1. Выставка книг для родителей.
      2. Оборудованные места для работы микрогрупп.
      3. «Книжечки» участников собрания.
      4. Памятки родителям: «Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?», «Садимся за уроки», «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?».
      5. Альбомные листы с заданиями для каждой микрогруппы.
      6. Написанный на классной доске и прикрытый к началу родительского собрания режим выходного дня школьника:

Режим выходного дня школьника:

        1. — 7.30  Подъём, утренняя зарядка, туалет, водные процедуры,
                                      уборка постели.

        1.          7.30 — 9.30 Привели в порядок причёску, одежду, сели завтракать.
                                       Трудовые дела вместе со взрослыми: мытьё посуды, уборка
                                       кухни.
                                       Занятия с родителями: беседа о прочитанной книге, лепка,
                                       рисование, чтение.
        2.         9.30 — 12.30 «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!» (катание на
                                       лыжах с родителями, игры в мяч, бег).
                     12.30 — 13.15 Подготовка к обеду, обед.
        3.            13.15 — 15.00 Дневной сон или спокойные игры, чтение книг.
        4.            15.00 — 15.15 Закаливающие процедуры.
        5.            15.15 — 16.30 Мы играем, читаем, трудимся, пьём чай.
        6.            16.30 — 18.30 Прогулка.
                                             Наблюдение за окружающим миром, за изменениями в
                                             природе.
        7.            18.30 — 20.30 Приготовление к ужину, ужин.
                                              Игры, подготовка портфеля к завтрашнему дню.
        8.            20.30 — 21.00 Подготовка ко сну.

Проведение.

        1. Классный руководитель встречает родителей. Родители разбиваются на микрогруппы и занимают места в классной комнате, оборудованной для работы микрогрупп. Объявляет повестку собрания и обращает внимание родителей на книжечки, в которые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.
        2. Выступление классного руководителя:

Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребёнку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть, сформировать умение быстро включиться в работу, вести её, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя ненастроенность ребёнка или какие — то внешние неудобства могут оказаться серьёзной помехой.
Нередко от родителей можно услышать следующий разговор: «Мой Петя сидит за уроками 3 -4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до окончания учёбы в школе». Но ведь в 3 — м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора — двух часов. Я приведу пример, как ребёнок выполняет домашние уроки, а вы расскажите, как ваш ребёнок это делает.
Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает. Но нет, оказывается. Вот куда — то подевался простой карандаш., тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут. Но вот всё найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу... Вдруг ему захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика...На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:
  - дважды вставал из- за стола и ходил на кухню пить воду;
 - один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать, не началась ли программа мультфильмов;
 - дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
 - один раз доставал из стола фотоальбом и рассматривал его.
Но вот работа закончена. Петя ещё 10 минут бесцельно перекладывал с места на место учебники и тетради...
Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько положено ученику 3  - го класса.
Такая картина, я думаю, вы со мной согласитесь, является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?
Во — первых, игры. Старайтесь подобрать для ребёнка не только тихие настольные игры, но и подвижные сюжетно — ролевые игры, которые можно использовать для достижения педагогических целей. Если играете в «магазин», дайте ребёнку побольше разных поручений и настаивайте на том, чтобы все покупки были сделаны совершенно точно по заданию. Если идёт военная игра, то назначьте его часовым: пусть живой и подвижный ребёнок какое — то время стоит на часах, ограничивая свои движения.
Полезно для ребёнка выполнять какое — то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.
Можно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если его зовут кушать, то но должен немедленно прекратить игру. Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительские указания в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем — то серьёзным (не путать дело с игрой, не превращать одно в другое). Сколько раз приходилось видеть, как во время еды ребёнок играет с хлебом; пошёл мыть руки и заигрался с бахромой полотенца. Родители не должны быть пассивными наблюдателями таких сцен. Иначе то же самое будет твориться с занятиями.  Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без дополнительного напоминания, ни на что не отвлекаясь.
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков. И они его твёрдо придерживаются. Ребята признались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше играть. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведённого для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

Работа  в микрогруппах.
      1.  Каждая микрогруппа получает альбомный лист с заданием составить примерный режим дня младшего школьника в выходной день. Родители в процессе коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима выходного дня, записывают своё мнение  на альбомном листе и защищают свой составленный режим дня.
        Классный руководитель обращает внимание на записанный на доске режим выходного дня младшего школьника, знакомит  родителей с результатами анкеты их детей «Твой выходной день».
 Сообщение классного руководителя.
      1.   Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно — материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то всё равно нужно выделить ему какое — то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. Если же ребёнок занимается за общим столом, никто не должен мешать ему, отвлекать от занятий.
        Почему же у ребёнка должно быть не просто удобное место для занятий, а постоянное? Дело в том, что у каждого человека, а у младшего школьника в особенности, вырабатывается установка не только на определённое время, но и на определённое место работы. Когда такая установка у ребёнка сформируется, то ему бывает достаточно усесться за привычный стол, как само собой приходит рабочее настроение, возникает желание приступить к работе. Помогите своей дочери или своему сыну строго выполнять такое правило: до начала занятий со стола должно быть убрано всё, что не имеет отношения к ним. Хорошо бы установить чёткий и постоянный порядок расположения предметов на рабочем столе, не меняющийся день ото дня. Например, все вспомогательные вещи, которыми придётся пользоваться (линейка, резинка, карандаш), класть слева от себя; учебники, тетради, дневник — справа. Всё, что уже не понадобится, тут же укладывать в портфель или в другое определённое место.
        Полезно вместе с ребёнком составить памятку «Садимся за уроки». Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
        В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких, с интересных или скучных? Лучше всего научить ребёнка самому оценивать трудности выполняемой работы и путём сравнения сложности заданий, выполненных ранее и выполняемых сегодня, постараться самостоятельно ответить на вопросы: какие из изучаемых в школе предметов легче, а какие труднее, какое задание выполнить первым — трудное или лёгкое. С самого начала ребёнок должен осознавать, что в приготовлении уроков может и должна быть своя внутренняя логика, связанная с содержанием материала. Бывает, что дети делают так: старательно выполняют письменные упражнения, а затем приступают и учат то правило, на которое были задания в упражнениях. Когда у ребёнка накопится собственный опыт выполнения домашних заданий, то можно будет ему посоветовать установить очерёдность выполнения заданий на основе своих наблюдений, учитывая особенности своей работоспособности. Если ученик знает, что он включается в работу сразу, работает с подъёмом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к более лёгким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, а наиболее производительно работает не сразу, а спустя некоторое время после начала занятий, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более лёгких или более привлекательных для него заданий и лишь постепенно переходить к трудным. Самую трудную, «неинтересную» работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий, именно потому, что на это время приходится наивысший подъём продуктивной умственной работы.
Работа  родителей в микрогруппах.

 Каждая группа получает лист с вопросом:  Как вы помогаете своему ребёнку учиться?
Родители обсуждают его и выступают со своими сообщениями по данному вопросу.
Классный руководитель знакомит родителей с результатами анкеты №2; раздаёт подготовленные к собранию памятки.

Работа микрогрупп.

Каждая микрогруппа получает лист, на котором написано:
- Ваш ребёнок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из неё!»
Как вы поступите в данной ситуации?

      1. Во время работы микрогрупп классный руководитель собирает «книжечки» участников собрания. Отвечает на те вопросы, которые касаются проблеме всех или большинства семей учащихся, а на другие вопросы даёт ответы после окончания собрания при проведении индивидуальных бесед с отдельными родителями.

Принимается решение родительского собрания:

   1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный  режим дня учащегося и всячески содействовать его выполнению.
2. Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.
3. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
4. Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками: «Садимся за уроки» и «Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?».

Памятка

«Хотите, чтобы ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?»
1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
3.Вспомните. Сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были и случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая её в присутствии ребёнка.
5. Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке — грустное зрелище.
6. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
8. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
10. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

        (
Учительская газета. 1988 г.)

Памятка «Садимся за уроки».

        1. Садитесь за уроки всегда в одно и то же время.
        2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.
        3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо.
        4. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).
        5. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в дневнике.
        6. Приготовь письменные принадлежности для занятий.
        7. Эти принадлежности, а так же учебники, тетради, дневник положи на то место, которое ты всегда отводишь им на столе.
        8. Убери со стола всё лишнее.
        9. Пришло время начать работу. Сядь на стуле удобно, открой учебник.

                                  (Мир детства: Младший школьник/
                                   под ред. А. Г. Хрипковской. М., 1988)

Памятка
«Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков?»

Начните с предмета, который легче даётся ребёнку, и не отвечайте ни на один вопрос, обращённый к вам, пока задание не доделано до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Старайтесь избегать слово «ошибка». Не высмеивайте ошибки своих детей.

        1. Таблицу умножения повесьте над кроватью и учите по ней и умножать и делить сразу. Радуйтесь вместе тому, что получается. Опережайте школу: выучите умножение на два, потом на четыре, на восемь. Дойдут в школе до трёх, учите на шесть и на девять.

Умножение на пять учите по часам, по движению стрелки, - и время научите узнавать, и таблицу усвоите. Всматривайтесь в каждый столбец. Учите ребёнка находить особенности и закономерности.

        1. Задачи по математике учите читать и представлять как происшествия. Их в задаче не более двух (если задача в два действия). Сначала рассуждайте про одно. Например: «Привезли в магазин 2 ящика яблок по 3 кг. И ещё 5 кг слив. Сколько всего килограммов фруктов привезли?» Узнаем, сколько всего килограммов яблок привезли. Затем примемся за другое происшествие. Узнаем про яблоки и сливы вместе.
        2. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, скажем, готовите у плиты, а он пересказывает вам прочитанное. Если не точно пересказывает какое — то место, пусть читает ещё. Так уходим от бессмысленных повторов.

 Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А просто так несколько раз не перечитывайте, это скучно.

      1.  По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнения полностью (ведь заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух все задания к упражнению, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов. При его письменном выполнении ребёнок ещё раз всё вспоминает. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
      2. Если не успели приучить во втором классе к самостоятельности, ваш шанс — третий. Делайте всё, как во втором.